Полвека за рулем автомобиля

Паўвека за рулём аўтамабіляЗа плечами Вячеслава Ждановича (на снимке) 74 года жизни, 54 из них он работает водителем автомобиля, в последнее время — в унитарном предприятии «Дружбінец».

«Профессию я получил благодаря военкомата. В 1960 году нас, 32 юноши из Сенненского района, направили на учебу в Высокое, в местное ПТУ», — вспоминает Вячеслав Петрович. Учеба длилась 6 месяцев. Ребята изучали правила дорожного движения, учились водить автомобиль. Много времени отводилось для изучения материальной части техники.

Трудовую деятельность Вячеслав Жданович начал в совхозе «Пламя» водителем грузового автомобиля. Вскоре крупнейшее в районе хозяйство поделили.

«Мой автомобиль был приписан к Куйбышевского отделения, в которое входило Оўсішча и ближайшие деревни. В итоге я стал работать в новом совхозе — имени Данукалава», — рассказывает мой собеседник. Хозяйство возглавил Петр Духович, легендарная для сенненцаў старшего возраста лицо. Правитель предложил молодому парню стать его персональным водителем. Отказаться от предложения не хватило духу и на некоторое время Вячеслав Жданович пересел за руль легковушки.

Вячеслав Петрович работал не в одной организации. Но наиболее времени, 33 года, он отдал сельхозтехнике. Всю Беларусь, Украину скалясіў, ездил в Польшу, Россию. Бывало, что за месяц на МАЗе с прицепом 2-3 рейсы делал в Краснодарский край, Адыгею или Ростов. На юг России обычно везли пиломатериалы, оттуда — зерно. На дорогу в одну сторону приходилось по двое-трое суток. Погрузка-разгрузка также занимали время. Спать, питаться в те времена водителям приходилось непосредственно в кабине автомобиля или на обочине дороги. Если в командировку направлялся еще и снабженец предприятия, водитель во время стоянки дремал, положив голову на руль. При этом Вячеслав Петрович за свою трудовую жизнь не совершил ни одного дорожно-транспортного происшествия. «В дороге для водителя главное вовремя поспать, хотя бы час-другой, хотя десять-двадцать минут», — считает Вячеслав Жданович.

Эх, дороги. Сколько их километров легло под колеса автомобиля под руководством водителя-ветерана. И все более узких, в ухабах. Российские дороги даже во времена СССР не блистали качеством. А дорожные поборы! Тот пост ГАИ на въезде в печально известную станицу Кушчоўская в Ростовской области Вячеслав Жданович помнит до сих пор. «Что местная милиция занимается поборами, мы знали. Одного раза с напарником попытались объехать пост по полевой дороге. Нас заметили в бинокль, догнали. У меня российских денег не было, поэтому заставили сесть в милицейский УАЗ, увезли в степь… Угрожали, оскорбляли, а потом вытолкали из машины», — что те угрозы не были пустыми словами Вячеслав Петрович понимал и тогда. Но настоящий страх пришел позже, когда спустя годы в газетах стали писать о кущовскую банду, участие в ней милиционеров.

Хорошо помнится к этой паре еще один случай, что произошел с ним в Украине, в Полтавской области.

… Дорога, покрытая гололедом, вела вверх. Машины с прицепом, загруженные до верху досками, едва ползли. Преодолеть подъем удалось только то, за рулем которой сидел Вячеслав Жданович. На самой вершине он отцепил прицеп и направился вниз, чтобы в две тяги подтянуть машину с прицепом напарника. Поднимаясь вверх, из кабины своего грузовика водитель заметил какое-то движение возле брошенного прицепа, милицейский автомобиль рядом. Как потом выяснилось, пока белорусские водители счэплівалі свои машины, в прицеп врезалась милицейская «девятка», в результате чего легковой автомобиль получил серьезные повреждения. Вызвали ГАИ, провели измерения, составили протокол. По документу выходило, что Жданович не нарушал правила дорожного движения. А это означало, что милиционеру-лейтенанту нужно восстанавливать машину за собственные средства, чего ему очень не хотелось. В результате появился новый протокол, согласно которому колесо автомобиля Ждановича все же на какой-то сантиметр находилась на проезжей части. Вячеслав Петрович не согласился с протоколом, заявил, что внесет деньги за ремонт автомобиля только по решению суда. В конце концов ему вернули водительское удостоверение и он продолжил рейс. Правда, паспорт остался у милиционеров. Удостоверение личности вернули позже. Со временем перестал звонить и виновник дорожно-транспортного происшествия, понял, видимо, бесперспективность своих намерений.

Наша встреча с Вячеславом Петровичем происходило в мастерской УП «Дружбінец». Мы беседовали, пока МАЗ-пяцітоннік грузили спісанымі аккумуляторными батареями. «Повезу на утилизацию в Витебск»,— объяснил водитель-ветеран. И с грустью добавил: «Я теперь больше «по кухне» работаю. Пришло и понимание — пора на отдых. Водитель, как и спортсмен, должен уходить вовремя».

Александр ІЎЕЎ.